Ежедневно, кроме воскресенья – с 9.00 до 19.00
В субботу - с 9.00 до 16.00

+7 (423) 260-27-90
+7 (423) 200-47-22

Главная / Новости / Когнитивно-поведенческая терапия в Клинике диабета

Когнитивно-поведенческая терапия в Клинике диабета

Буря С.АКогнитивно-поведенческая терапия – странное и для многих непонятное понятие. Люди более привыкли к разного рода экстрасенсам, ворожеям, потомственным колдунам. Здесь все знакомо, всё понятно!

И только в последнее время многие, после раздумий и сомнений решаются посетить психотерапевта, но…

Одних часто «отпугивает» приставка «психо-». Они считают что врачи, с приставкой «психо-» – это злодеи, основная обязанностей которых схватить, связать, запереть и лечить, «превращая человека в овощь».

Другие быстро запутываются в терминах и сложных выражениях, которыми пользуются врачи и больше не приходят на прием.

Это небольшая статья предназначена для пациентов, которым надоели их эмоциональные и поведенческие проблемы и они хотели бы избавиться от них, но плохо разбираются в схемах и терминах, опираясь на которые психотерапевт совместно с пациентом выстраивают лечебный процесс по преодолению эмоционального расстройства (невроза).

Именно этой цели будут посвящены 2-3 вводных занятия (тренинга) по 5-6 человек в группе: понять смысл и значение основных терминов современной психотерапии (сознательное, бессознательное, когниция, эмоция и проч.), их взаимосвязь и значение друг для друга и растопить лед недопонимания врача и психотерапевта. Тренинги создаются в качестве вводных занятий к программе «СНИЖЕНИЕ ВЕСА».

Итак

Личность человека состоит из двух начал:

Сознательное и Бессознательное.

Для полноценной повседневной жизни необходимо, чтобы обе эти составляющие существовали в гармонии, не враждуя и не мешая друг другу.

1.Сознательную часть личности врачи часто именуют Взрослое Я (Взрослый)- это умная, рассудительная часть личности, убеждающая человека делать выводы на основе здравого смысла, логики и рассудительности.

2.Бессознательная часть личности (Детское Я, Ребенок) – действительно, напоминает ребенка, которым мы были в 3-5 лет, которое свои выводы об окружающем мире делает на основе сиюминутных решений, чувств, желаний, зачастую незрелых и по-детски просто глупых.

3. Когниция – мысль, идея, интерпретация, суждение об явлениях и событиях окружающего мира, с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневности.

4. Эмоция – психическая функция, присущая человеку, в отличие от ощущений и чувств животных, возникающая в процессе образования когниции и основываясь на которое мы действуем.

Основной постулат, на который следует равнятся – в процессе когнитивной обработки возникают те или иные эмоции (чувства), на основании которых люди принимают решения, совершают поступки, действуют, ведут себя так или иначе.
И, если в процесс когнитивной обработки вкрались ошибки и заблуждения, то и эмоции и следующие за ними поведение тоже будут неправильными, ошибочными.

Вроде все понятно, но понятно нашему Взрослому Я (умному и рассудительному). Детское Я многое из вышесказанного не поймет. Ребенок, ну что с него взять?! Поэтому-то многие врачи и стараются разъяснить пациенту суть проблемы в простых, детских, где-то даже примитивных образах и суждениях. И в выигрыше остаются те врачи, которые не побоялись пренебречь своими званиями и регалиями и не побоялись разъяснить пациенту все по-детски.

Пример

Наверняка все видели мультфильм про Винни Пуха и Пятачка. Давайте разберем эго с позиции такой сложной и непонятной когнитивно-поведенческой терапии.

Винни Пух, гуляя по лесу и сочиняя песенки, наткнулся на громадный дуб, от которого слышалось какое-то «Ж-Ж-Ж-Ж». Это событие из окружающего мира.
Хотя голова Винни Пуха была с опилками, в ней сразу же включился процесс образования когниций – размышлении, идеи по поводу этого странного жужжащего дуба.
И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сразу же понять, что эти когниции формирует Детское Я Винни Пуха.
Вот они: «…Это ж-ж-ж- неспроста. Это могут быть только пчелы? Ведь зачем дубу жужжать если он не пчела? А зачем на свете пчелы? Чтобы делать мед! А зачем на свете мед? Чтобы я его ел!» (ошибка в когнитивном процессе).
Возникшая вслед за этим эмоция радости и возбуждения в предвкушении сладкого меда, заставила Винни Пуха вскарабкаться на Дуб (акт поведения).
Но сук обломился и Винни Пух полетел вниз. Но даже упав в куст с колючками, он не сделал должных выводов и решил продолжить, несколько усложнив процесс.
Он посетил своего друга Пятачка и взял у него напрокат синий воздушный шарик, соорудив очередную ошибочную детскую когницию: «Если пчелы увидят синий шарик, они подумают, что это кусочек неба и не заметят меня, тем более если я вымажусь в грязи и стану похож на маленькую серую тучку»
И тут- внимание! Пятачок, проявив себя в лучшем виде, выставил в противовес ошибочной когниции Винни-Пуха более умную, зрелую, явно произошедшую от Взрослого Я Пятачка.
Когниция оказалась очень короткая, но содержательная: «А пчелы не заметят под шариком тебя?»
И обратите внимание, как сразу же смутился до сих пор самоуверенный Винни Пух, которому такая мысль не приходила раньше. Он явно почувствовал себя неуютно и менее уверенно. Этот процесс у психологов и психотерапевтов называется когнитивный диссонанс или борьба мотивов. Это, где-то там, в глубине психики, начали бороться два начала: Взрослый и Ребенок. И это часто приводит к отказу от опрометчивых поступков, но Винни Пух очень уж любил мед и, посомневавшись, все ж таки надул синий шарик и полетел к пчелиному дуплу, надеясь, что глупые пчелы не заметят подвоха.

Но пчелы оказались не так уж глупы, их коллективное бессознательное оказалось гораздо умнее и прозорливее чем Детское Я Винии Пуха.
И ошибка (заблуждение) Детского Я Винни Пуха дорого ему стоило: Пчелы, не поверив в обман, атаковали «маленькую серую тучку». Мало, что он получил болезненный укус в нос и массивный заряд из Пятачкового РПГ по увесистому заду, он в конце концов был сбит с небес обетованных на грешную землю, так и не отведав вожделенного меда.
Вывод:
Неправильная интерпретация события привела к неправильной, искаженной, ошибочной когниции (пчелы глупы, а мед существует для того, чтобы его ел Винни Пух). Эти когниции способствовали возникновению неправильных, вредных эмоций, которые, в свою очередь, привели к неправильным, вредным и опасным поступкам, действиям.

Схематично это выглядит так:

A————————-B————————C———————D
событие когниция эмоция поведение

Эта схема лежит в основе всей психической жизни, с ней работают психотерапевты когнитивного направления, с ней будем работать и мы, отыскивая Ваши искаженные, ошибочные детские когниции, в результате которых возникают неприятные и тягостные эмоции (грусть, страх, злоба).

А эти эмоции люди часто «запивают» алкоголем или «заедают» обильной и калорийной пищей.

Всё просто: надо понять, найти и исправить…. Остальное доделает Природа!!!

Запись на прием к психотерапевту осуществляется по телефонам: (423) 260-27-90, 200-47-22.

Контактная информация

г. Владивосток,
ул. Героев Тихоокеанцев, 18

+7 (423) 260-27-90

+7 (423) 200-47-22

info@diabet25.ru